Поиск
Close this search box.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На данный момент в МБДОУ «УНДС №1 «Петушок» детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных  технических средствах — нет.

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб».                                             

 В.В. Путин

            Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

ППРС

Такое построение ППРС обеспечивает возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам, психологическую защищённость, развитие индивидуальности ребёнка, перспективу его развития.

Ведётся постоянная работа над модернизацией ППРС и оснащением материально – технической базы: оборудование кабинетов современными средствами, пополнение современными материалами, играми, пособиями, целесообразное размещение атрибутов, изменение дизайна; совершенствуется информационно – методическое и техническое обеспечение: совершенствуется оснащение компьютерной, организационной и мультимедийной техникой (из внебюджетных источников приобретено мультимедийное оборудование, 1 ноутбука, 1 лазерных принтера, 1 сканер, 1 интерактивной доски);

Материально-техническая база и ППРС учреждения периодически преобразовываются, трансформируются, обновляются для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Предметно-развивающая среда, организованная педагогами, служит  интересам и потребностям детей, а ее элементы оборудования, игры, игрушки, дидактический материал — развитию ребенка.

Таким образом, развивающая среда, созданная в организации, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, а также дает возможность  самостоятельно распоряжаться ее составляющими.

Оборудованные учебные кабинеты

  • Материально-техническая база (состояние зданий, наличие всех видов благоустройства, бытовые условия в группах и специальных кабинетах);

Детский сад построен по типовому проекту. Общая площадь – 1921м2, групповые, спальни, моечные — 804м2. Здание не превышает 2 этажей. Детский сад начал функционировать 1 ноября 1994г. Учреждение располагается в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании капитального исполнения. Техническое состояние зданий детского сада – удовлетворительное. Имеется централизованное отопление, водоснабжение и канализация, электроосвещение, телефон, интернет, установлена кнопка тревожного вызова, пожарная сигнализация, камера видео наблюдений.

Все группы соответствуют возрастным особенностям детей.

  Предметно – пространственная развивающая среда (ППРС) и материально – техническая база 

Оборудована с учетом ФГОС ДО и Инновационной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

ППРС, в соответствии с ФГОС ДО, содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Насыщенность ППРС соответствует содержанию Программы, возрастным возможностям детей и воспитанников  с ОВЗ.

Образовательное пространство учреждения оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, в соответствии с Программой.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участках) обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для воспитанников и детей ОВЗ образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Транспортируемость пространства – возможность изменений ППРС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе отвечающим интересам и возможностям детей;

Полифункциональность материалов – возможность разнообразного использования различных составляющих ППРС, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в учреждении или группе полифункциональных (не обладающих, жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре).

Вариативность ППРС – наличие в учреждении или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность ППРС – доступна для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, где осуществляется образовательная деятельность, а также обеспечен свободный доступ  к основным видам детской активности: к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Безопасность ППРС – соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Насыщенность ППРС соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Все элементы ППРС тесно связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Групповые комнаты и кабинеты специалистов содержат развивающий и игровой материал, соответствующий реализуемой Программе, дополнительным программам и технологиям.

Физическое развитие:

  • Спортивный зал включает в себя: гимнастические стенки, мягкие модули, тренажёры, мячи, спортивное оборудование и т.д./;
  • Спортивная площадка;
  • Центры физического развития оборудованы во всех группах.
  • Зал подвижных игр «Русское подворье» имеет: мягкие модули, раздаточный материал для игр разной подвижности

Познавательное  и речевое развитие:

  • Кабинет логопедов включает коррекционно–развивающие игры и пособия, раздаточный материал, магнитные доски, игровые пано, для воспитанников   в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • Методический кабинет оснащен оргтехникой, наглядные пособиями, развивающими играми, методической литературой и т.д.;
  • Центры познавательного развития оборудованы в каждой группе;
  • Центры экологического развития оборудованы в каждой группе;
  • Центры детского экспериментирования /в каждой группе;
  • Центры литературно – художественного развития /в каждой группе;
  • Центр будущего первоклассника /в подготовительных группах.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Музыкальный зал включает: музыкальные инструменты, музыкальный центр, микрофоны, фонотеку, музыкальные игрушки и т.д.;
  • ИЗО-студия оснащена мольбертами, индивидуальными столами, наглядностью и т.п.
  • Центры изобразительного творчества оснащены в каждой группе;
  • Центры музыкально – театрального творчества/в каждой группе.
  • Хореографический зал имеет — музыкальный центр, микрофоны, фонотеку, зеркала по всему периметру зала.

Социально – коммуникативное развитие:

  • Центры социального развития /в каждой группе;
  • Центры развития игры /в каждой группе.

Такое построение ППРС обеспечивает возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам, психологическую защищённость, развитие индивидуальности ребёнка, перспективу его развития.

Ведётся постоянная работа над модернизацией ППРС и оснащением материально – технической базы: оборудование кабинетов современными средствами, пополнение современными материалами, играми, пособиями, целесообразное размещение атрибутов, изменение дизайна; совершенствуется информационно – методическое и техническое обеспечение:

  • совершенствуется оснащение компьютерной, организационной и мультимедийной техникой (из внебюджетных источников приобретено мультимедийное оборудование, 1 ноутбука, 1 лазерных принтера, 1 сканер, 1 интерактивной доски);

Материально-техническая база и ППРС учреждения периодически преобразовываются, трансформируются, обновляются для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Предметно-развивающая среда, организованная педагогами, служит  интересам и потребностям детей, а ее элементы оборудования, игры, игрушки, дидактический материал — развитию ребенка.

Таким образом, развивающая среда, созданная в организации, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, а также дает возможность  самостоятельно распоряжаться ее составляющими.

Оборудованные объекты для проведения практических занятий

Познавательное  и речевое развитие:

  • Кабинет  логопедов включает коррекционно – развивающие игры и пособия, раздаточный материал, магнитные доски, игровые пано, для воспитанников   в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • Методический кабинет оснащен орг.техникой,  наглядные  пособиями,  развивающими играми, методической литературой и т.д.;
  • Центры познавательного развития оборудованы в каждой группе;
  • Центры экологического развития оборудованы в каждой группе;
  • Центры детского экспериментирования /в каждой группе;
  • Центры литературно – художественного развития /в каждой группе;
  • Центр будущего первоклассника /в подготовительных группах.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Музыкальный зал включает: музыкальные инструменты, музыкальный центр, микрофоны, фонотеку, музыкальные игрушки и т.д.;
  • ИЗО-студия оснащена мольбертами, индивидуальными столами, наглядностью и т.п.
  • Центры изобразительного творчества оснащены в каждой группе;
  • Центры музыкально – театрального творчества/в каждой группе.
  • Хореографический зал имеет — музыкальный центр, микрофоны, фонотеку, зеркала по всему периметру зала.

Социально – коммуникативное развитие:

  • Центры социального развития /в каждой группе;
  • Центры развития игры /в каждой группе.

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения  практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), согласно которой «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением их успешной социализации…» Актуализируются вопросы создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития. Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, , кабинет педагога-психолога, логопеда, музыкальный, физкультурный, игровой зал, зад хореографии, зимний сад.

Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО и ФГОС ОВЗ, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные изменяющиеся, трансформирующиеся границы. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. В группах и у специалистов в кабинете, оборудованы все необходимые  технические средства обучения: интерактивные песочницы, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие модули, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой детского сада.

Настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на инклюзивное образование. Инклюзия подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с возрастной нормой развития. По заключению ПМПк детского сада рекомендовано одному ребенку пройти ПМПК РС(Я), на определении образовательного маршрута получения дошкольного образования.

Оборудованная библиотека(и)

УМК 22-23

Материально-техническая база МБДОУ «УНДС №1 «Петушок»

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» в соответствии с их возрастными особенностями.

Оборудованные объекты спорта

Уличная спортивная площадка на территории МБДОУ «УНДС №1 «Петушок»

Уличная спортивная площадка – отсутствует.

Бассейн в МБДОУ «УНДС №1 «Петушок»

Бассейн имеется – требуется капитальный ремонт.

Физическое развитие:

  • Спортивный зал включает в себя: гимнастические стенки, мягкие модули, тренажёры, мячи, спортивное оборудование и т.д./;
  • Спортивная площадка;
  • Центры физического развития оборудованы во всех группах.
  • Зал подвижных игр «Русское подворье» имеет: мягкие модули, раздаточный материал для игр разной подвижности

Материальная техническая база МБДОУ «УНДС №1 «Петушок»

Объекты спорта, приспособление для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкальный, физкультурный и зал подвижных игрв которых проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

В залах в наличии есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая доска, гимнастическая скамейка,  стойки и планки для прыжков, мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Оборудованные средства обучения и воспитания

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Учреждение имеет доступ к сети Интернет.

Поставщиком Интернет – услуг является компания ОАО “Ростелеком”

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок». Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок»   создана альтернативная версия сайта для слабовидящих. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг связи с интернет-провайдером «Рост-Телеком».

Интернет используется для следующих целей:

  • информационной поддержки и создания творческих работ педагогов и воспитанников МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» :
  • работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
  • поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
  • самообразования педагогов МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок»;
  • участия в онлайн-конференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок»;
  • просмотров познавательно-образовательных программ для воспитанников (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Воспитатели и педагоги МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Не предусмотрено

 

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории:

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан частично доступным,  и категории дети-инвалиды на креслах-колясках не доступен. Территория детского сада частично соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, частично обеспечен доступ к зданиям и сооружениям. В МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» два раза в год проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания детей-инвалидов.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан частично доступным для инвалидов. Для детей-инвалидов на креслах-колясках доступен первый этаж с регламентом обслуживания до 30 минут. Территория детского сада не соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, не обеспечен доступ к зданиям и сооружениям. Территория детского сада не соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, доступ к зданиям и сооружениям обеспечен частично.

 

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

 Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» не предусмотрены.

 

 

 

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №1 «Петушок» имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, детей с познавательной сферы): логопедические комплексы,  диагностические наборы, развивающие игры  и оборудование по методике Фребеля, интерактивные песочные столы.

 

 

 

 

Дата обновления страницы: 27.06.2024

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122